Последние новости IT- технологий

Заработай на блоге, просто! Регистрация

суббота, 3 марта 2012 г.

Социальное предпринимательство — что это и как помогает обществу

Представляем вашему вниманию еще одну статью о том, что полезно и интересно, но, к сожалению, мало кто имеет об этом представление в странах СНГ. На этот раз речь пойдет о социальном предпринимательстве, такие как бизнес цветы, затрагиваються вопросы, как язык цветов, сочетания и значения цветов в бизнес процессах, идея которого может кому-то показаться абсурдной, а для кого-то это самое лучшее, что они могут делать в жизни. Мы попробуем объяснить что это, зачем и кому нужно и почему полезно для всех.

Социальное предпринимательство (СП, social entrepreneurship) – это такая предпринимательская деятельность, которая направлена на решение или смягчение актуальных социальных проблем, и находится на пересечении бизнеса и благотворительности. Но всё же, это именно коммерческая деятельность, прибыль от которой реинвестируется, а не распределяется между акционерами предприятия. Она направляется на такие острые вопросы, как социальная незащищённость, безработица, защита окружающей среды, права человека. Что важно, это совершенно новый подход к решению подобных задач.

Как это работает и кому нужно

Важной характеристикой СП является самоокупаемость, то есть независимость от внешнего финансирования. Вся деятельность осуществляется на базе проверенных, реально работающих бизнес-моделей. Поэтому нет никакого повода относиться к социальному предпринимательству как к самодеятельности. Более того, этот вид бизнеса применяет новые подходы и способы решения давно существующих и недавно возникших проблем общества.

Социальные предприниматели, будь то организации или частные лица, могут работать в разных сферах, реализуя социальные проекты в рамках своей основной деятельности: здравоохранение, образование, сельское хозяйство, услуги и так далее. У этого общественного явления пока нет точной формулировки, так как оно затрагивает массу областей человеческой жизнедеятельности и имеет много граней и направлений. Но наиболее ёмким описанием социального предпринимательства, пожалуй, будет такое обозначение: зарабатывать, помогая другим. СП – это решение конкретных, осязаемых социальных проблем, приводящее к устойчивым позитивным изменениям. Причём, подчёркиваем, это не благотворительность, а помощь по принципу «дать удочку, а не рыбу».

Начало

Ещё в 19 веке в России существовало несколько десятков, так называемых домов трудолюбия, которые являлись примером российской комплексной трудовой помощи. Основал их в Кронштадте отец Иоанн Сергиев, который после смерти был причислен к лику святых и ныне известен как святой праведный Иоанн Кронштадтский. Его главной идеей была мысль, что часто простая благотворительность через милостыню развращает людей, она лишает их стимула к труду. Поэтому «Дом трудолюбия» представлял собой центр, одновременно занимающийся благотворительностью, трудоустройством и учебно-воспитательной работой. Также с середины этого же столетия в Великобритании функционировали кооперативы, которые являлись средством финансирования социальных потребностей населения.

Впервые понятие «социальный предприниматель» как термин стало употребляться в 60-х годах 20-го века в Великобритании. Тогда, на волне тенденций общественной свободы, социальные вопросы активно поднимались в англоязычной литературе. Но более устойчивое и широкое употребление термин «социальное предпринимательство» получил в 70-80-х годах, благодаря нескольким ярким личностям.

Билл Дрейтон возглавляет основанную им организацию «Ашока: Инновации для общества». Он находил вдохновение в трудах индийского императора Ашоки, сформировавшего класс государственных служащих, которые отвечали за социальное обеспечение граждан. По мнению Дрейтона, этот император «создал экономически мощную империю размером с целый континент и использовал эту мощь в общественных интересах».


В 1980 году Дрейтон создал фонд «Ашока», который оказывает профессиональную и финансовую помощь социальным предпринимателям; объединяет их в сообщества для лучшего взаимодействия и обмена практиками; содействует созданию финансовых систем и инфраструктуры, необходимых для распространения инноваций в области СП в общемировом масштабе. Сегодня организация ведёт деятельность в 60 странах, поддерживая коло 2000 стипендиатов.

Майкл Янг (Лорд Янг Дартингтонский) занимался не только созданием самих организаций во всём мире, но и реализовывал идею преподавания, благодаря чему появлялись школы социального предпринимательства. Его основными предприятиями с социальной миссией стали: Национальный совет потребителей, Школа социальных предпринимателей (до него таких школ не существовало), Университет третьего тысячелетия, Колледж здоровья, Университет третьего возраста, Открытый Колледж искусств, Институт изучения сообществ, Консультационный центр по образованию, Национальная ассоциация по защите прав тяжелобольных детей на образование, Международный колледж дополнительного дистанционного образования (в основном нацеленное на Африку и Азию), и многое другое.

Известно высказывание одного профессора Гарвардского Университета, о том, что Янг «самый успешный в мире предприниматель в области социальных инициатив». Благодаря нему многие идеи в защиту потребителей и общества обрели реальное влияние. Янг придумал термин «меритократия» – власть, основанная на заслугах. Он писал книги и выступал с эголитарными речами, в которых главной мыслью было то, что оценивать людей стоит не только по их заслугам, образованности, умственным способностям и рода деятельности, но и в зависимости от их честности, доброты, щедрости, способности сочувствовать.

Эндрю Мосон, лорд, кавалер Ордена Британской империи, автор известной книги «Социальный предприниматель» и управляющий компанией «Эндрю Мосон и партнеры». В 2007 году получил от британского правительства титул пэра за работу по социальному и экономическому обновлению и улучшению городских территорий.

Социальное предпринимательство в наши дни

Сегодня бизнес-компании стали принимать активное участие в социальных преобразованиях. Причём общей характерной чертой для решения и упрощения социальных проблем у этих организаций является применение инновационных подходов. Также наметилась приятная тенденция всё более возрастающего внимания к СП академических кругов. Так, в 1989 году в Гарвардской школе бизнеса впервые был открыт курс социального предпринимательства. С тех пор ведущие бизнес-школы США стали включать в общие программы обучения дополнительные учебные программы, связанные с СП. К примеру, в 2004 году четверть выпускников Стенфордской школы бизнеса имели дипломы специалистов СП.

Яркими примерами этого современного феномена являются несколько крупных организаций. Банк «Гремин» в Бангладеше (его основатель Мухаммад Юнус, получивший в 2006 году Нобелевскую премию мира), который предоставляет финансовые услуги малоимущим слоям населения, помогая им тем самым преодолеть бедность и даже основать собственный малый бизнес. Холдинг «Секем» в Египте – многопрофильное предприятие, которое начало свою деятельность с уменьшения применения пестицидов на хлопковых полях на 90% и развившееся до основания медицинского центра, университета, школ и центра образования взрослых. Индийская офтальмологическая клиника «Аравинд», оказывающая профильные медицинские услуги беднякам. Британский фонд общественных предпринимателей UnLtd, который основали в 2002 году семь некоммерческих организаций. Фонд предоставляет гранты физическим лицам и практическую поддержку в форме различных тренингов.

Активно ведут свою деятельность такие организации, как Фонд Сколла (США), Коалиция социального предпринимательства (Англия), объединение Омидьяр (Франция), Канадский фонд социального предпринимательства, Зеленое эхо (США), корпорация Новая выгода (США), Фонд социального предпринимательства Шваба (Германия), SKS Microfinance (Индия), кооперативы «Фермы Бальдев» (Индия), Центр поддержки социального предпринимательства (Украина). И это лишь небольшая часть широко известных организаций, главной философией которых является достижение общественного благосостояния через проверенные бизнес-модели.

Как проявляет себя Россия

В России наиболее существенный вклад в развитие СП вносит Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», основателем которого является президент и совладелец нефтяной компании «ЛУКойл» и один из 200 богатейших бизнесменов России (Forbes) Вагит Алекперов. Фонд осуществляет финансовую, информационную, консультационную поддержку социальных предпринимателей. Проводит конкурсы проектов в сфере СП, ведёт обязательную оценку по конкретным показателям эффективности поддерживаемых организаций (количество трудоустроенных, обученных человек, количество оказанных услуг и произведённой продукции).

Также известны такие успешные организации как «Школа Фермеров (Пермский край), мастерская «Веселый войлок» при Женском обществе социальной поддержки «Женщина, Личность, Общество» (Рыбинск), салон бытовых услуг «Березень» (Тула), ООО «Доспехи» (Москва), общественная организация «Забота» (Нижний Новгород), Научно-социальный центр «Эльфо» (Екатеринбург), фонд » Надежда» (Санкт-Петербург).

В 2010 году в законодательные акты Минэкономразвития был официально внесён термин «социальное предпринимательство», благодаря чему региональные власти стали относиться более внимательно к этому общественному явлению, ведь в российской экономике теперь появился новый сектор. Из образовательных учреждений существует новосибирская школа СП «Территория развития», а в 2011 году появилась Омская школа СП. Главной надеждой ближайшего будущего является официальное открытие в высших учебных заведениях факультетов по специальности «Социальное предпринимательство».

Комментариев нет: